В условиях реализации Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 и перехода на программно-целевые методы планирования и организации деятельности необходимыми условиями для принятия эффективных управленческих решений в госсекторе становятся:
- наличие достоверных и оперативных данных о доступных ресурсах (о кадровом потенциале подведомственных учреждений - исполнителей мероприятий целевых программ; материально-технических ресурсах; объектах инфраструктуры, которые можно использовать или необходимо модернизировать/создать при реализации программ; требуемых объёмах бюджетных средств);
- возможность измерения (мониторинга) показателей эффективности выполнения целевых программ, деятельности учреждений и государственных служащих.
"Корпорация ПАРУС" предлагает ИТ-решение "ПАРУС – Управление отраслевыми ресурсами", которое поддерживает модель ресурсного обеспечения деятельности и программно-целевые механизмы, обеспечивая руководство органа власти необходимой для управления информацией.
Архитектура и функциональный состав
Архитектура решения (рис.1) предполагает:
1. Создание централизованного облачного "Хранилища данных о ресурсах" как совокупности информационных реестров, поддерживающих многоаспектные сведения об имеющихся ресурсах и показателях деятельности отрасли.
2. Интеграцию "Хранилища данных о ресурсах" с информационными системами административно-хозяйственной деятельности (ИС АХД) подведомственных учреждений и ИС органа власти. Это, в частности, решает задачу создания и поддержания в актуальном состоянии информационных реестров всех типов ресурсов в условиях, когда учет материальных и кадровых ресурсов ведется в локальных ИС АХД территориально-распределенных учреждений.
Способы интеграции:
- интеграция двух централизованных сервисов: "Хранилища данных о ресурсах" и "Сервиса АХД";
- использование Web-сервисов для автоматического обмена данными между локальными ИС АХД подведомственных учреждений и централизованным "Хранилищем данных о ресурсах".
3. Использование данных хранилища информационно-аналитическими системами органа власти для решения управленческих задач: формирования целевых программ, мониторинга исполнения и анализа отраслевой деятельности.

Данная архитектура обеспечивает ведение учета ресурсов в соответствии с единой отраслевой политикой и единообразие учета результатов выполнения мероприятий целевых программ для всех учреждений подведомственной сети; возможность сопоставления объёмов расходов и структуры затрат по группам учреждений, работающих в одинаковых условиях, то есть объективной оценки их эффективности.
Технологическая возможность получать измеряемые параметры эффективности непосредственно из ИС учреждений исключает "человеческий" фактор при формировании отчетности, гарантирует достоверность информации, позволяет в оперативном режиме производить расчет и анализ значений различных показателей деятельности с возможностью их оценки и рейтингования.
Функциональный состав решения "ПАРУС – Управление отраслевыми ресурсами" обеспечивает:
- программно-целевое планирование, мониторинг и анализ результатов выполнения целевых программ;
- расчеты нормативов затрат на оказание услуг, формирование государственных заданий и расчет объёмов субсидирования подведомственной сети;
- бюджетное планирование и финансирование деятельности центрального аппарата и подведомственных учреждений;
- управление имуществом, находящимся в собственности органа власти и переданным в управление подведомственным учреждениям;
- расчеты затрат на содержание, ремонты и эксплуатацию объектов имущественно-земельного комплекса;
- управление материально-техническим обеспечением отрасли;
- расчеты обеспеченности и нормативной потребности в материально-технических ресурсах;
- управление кадровыми ресурсами отрасли, ведение кадрового реестра;
- оценку эффективности деятельности государственных служащих планирование мероприятий по переходу на "эффективный" контракт, основанный на данных кадрового реестра специалистов центрального аппарата и учреждений подведомственной сети;
- бухгалтерский учет, расчет заработной платы, учет кадров.
Функциональность модулей может использоваться как в модели централизованного сервиса, так и локально.
Подробнее
1. Подсистема "Программно-целевое планирование" предназначена для автоматизации процессов планирования и формирования целевых программ, анализа и мониторинга их исполнения.
Функциональные возможности программного продукта позволяют распорядителю бюджетных средств решать следующие задачи:
- Ведение реестра целевых программ (паспорт программы, участники).
- Регистрация показателей целевых программ с возможностью их иерархической детализации.
- Поддержка возможности ведения нескольких вариантов целевой программы на этапе планирования.
- Поддержка проектного подхода к реализации программных мероприятий (использование диаграмм Ганта при планировании выполнения мероприятий).
- Сбор отчетных данных о выполнении программных мероприятий, расчет эффективности использования бюджетных средств, оценка результативности целевой программы.
- Формирование многомерной аналитической отчетности.
- Мониторинг реализации целевых программ по качественным и финансовым показателям.
2. Подсистема "Формирование и мониторинг исполнения государственного задания" предназначена для автоматизации процессов планирования и формирования государственных заданий, а также для анализа и мониторинга их исполнения.
Функциональные возможности программного продукта позволяют распорядителю бюджетных средств:
- Вести реестр государственных услуг и реестр расходных обязательств.
- Рассчитывать нормативы стоимости оказания государственных услуг в соответствии с группами и видами затрат по каждому учреждению исходя из первичных данных, предоставленных учреждением.
- Планировать объём оказания государственных услуг исходя из имеющегося объёма бюджетных средств на оказание услуг в рамках соответствующего бюджета или из реальной потребности в соответствующих услугах в разрезах периодов планирования (до 3-х лет) и расходных обязательств.
- Формировать государственные задания для учреждений на основании информации о затратах на содержание имущества и нормативах затрат на оказание услуги, предоставляемой учреждениями.
- Осуществлять мониторинг и многомерный анализ исполнения государственных заданий учреждениями, оказывающими услуги, и оценивать эффективность деятельности каждого из учреждений.
3. Подсистема "Планирование и финансирование" предназначена для автоматизации процессов по формированию и оперативному изменению плана распределения бюджетных средств между учреждениями подведомственной сети.
Функциональные возможности программного продукта позволяют решать следующие задачи:
- Планирование потребностей бюджетополучателей, учет потребностей бюджетополучателей в бюджетных средствах и получение сводной бюджетной заявки.
- Формирование и оперативное изменение плана распределения бюджетных средств по подведомственным учреждениям.
- Регистрация, хранение и отработка всех возможных документов, сопровождающих автоматизируемые процессы.
- Финансирование расходной части бюджета, учет объемов финансирования по распорядителям и получателям бюджетных средств, распределение сумм по нижестоящим распорядителям и получателям, учет остатков средств на распорядительных счетах, резервирование объемов финансирования, контроль превышения объемов финансирования над суммами утвержденных лимитов.
- Взаимодействие с органами казначейства.
- Интеграция с подсистемой "Бухгалтерский учет и отчетность" подведомственных учреждений.
4. Подсистема "Управление имуществом" предназначена для оперативного учета сведений об объектах собственности, которые закреплены за распорядителем бюджетных средств и всеми подведомственными ему государственными (муниципальными) учреждениями. Подсистема позволит интегрировать оперативный учет объектов собственности с бюджетным учетом и предоставлять актуальные сведения об объектах государственной собственности в реестр федерального имущества (Росимущество) посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
Функциональные возможности программного продукта позволяют решать следующие задачи:
- Учет зданий и сооружений.
- Учет земельных участков.
- Учет смет на текущие и капитальные ремонты, а также формирование аналитики по срокам проведения ремонтов, их периодичности.
- Учет основных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".
- Учет транспортных средств и контроль их эксплуатации.
- Количественный учет компьютеров и другой вычислительной техники.
- Учет нормативов обеспеченности имуществом государственных (муниципальных) учреждений.
- Формирование сводных и аналитических отчетов о состоянии объектов недвижимости и финансовых показателях.
- Формирование пакета документов для заявки на ремонты от подведомственных учреждений, присоединение документов и фотографий до и после ремонтов.
5. Подсистема "Управление материально-техническим снабжением" предназначена для оперативного управления закупками, хранением и реализацией товаров, работ и услуг в государственном (муниципальном) учреждении.
Функциональные возможности программного продукта позволяют решать следующие задачи:
- Учет и контроль исполнения договоров с потребителями и поставщиками.
- Оперативное планирование поступлений товаров и выплат денежных средств поставщикам, учет взаимозачетов и прочих суррогатных видов платежей (выплаты и поступления денежных средств ведутся в разрезе статей смет расходов).
- Учет внешних документов – приходных и расходных накладных, распоряжений на отгрузку потребителям и накладных на возврат поставщикам.
- Учет внутренних документов – приходных ордеров, приходных документов из подразделений, актов рассогласования, распоряжений на отгрузку в подразделения и расходных накладных на отпуск в подразделения.
- Учет входящих и исходящих счетов-фактур.
- Ведение книги Покупок/Продаж.
- Учет номенклатуры реализуемых и потребляемых товаров с детализацией по комплектам, модификациям и упаковкам.
- Учет взаимных расчетов с потребителями и поставщиками в разрезе лицевых счетов.
- Учет и контроль исполнения заказов от потребителей на товары и услуги.
- Учет и контроль исполнения заказов от подразделений учреждения на приобретение сырья, материалов и полуфабрикатов.
- Формирование на основании заказов от подразделений и заказов потребителей заказов поставщикам и контроль их исполнения.
- Формирование заказов на производство товаров и контроль их исполнения.
- Автоматический подбор по различным критериям (минимальная цена предложения, минимальное время исполнения заказа и т.д.) поставщиков товаров и их модификаций на основании журнала предложений поставщиков.
- Учет ведомостей инвентаризации, формирование и учет актов списания недостач и оприходования излишков.
- Оперативный учет товарных запасов на складах в разрезе партий и мест хранения, ведение карточек складского учета; автоматическое распределение товаров и списание их с мест хранения на складах.
- Оперативный контроль состояния товарных запасов на основании системы гибких настраиваемых критериев и автоматическое оповещение пользователя об отклонении величины товарных запасов от контролируемых значений (гарантийного, порогового и максимального уровней).
- Формирование отчетов о деятельности, связанной с закупками и реализацией (сводных или детализированных по товарам, группам товаров, поставщикам, лицевым счетам и т.д.), о товарных запасах с детализацией по товарам, группам товаров, партиям, складам и т.д.
6. Подсистема "Кадры и штатное расписание" предназначена для комплексной автоматизации деятельности кадровых служб.
Функциональные возможности программного продукта позволяют решать следующие задачи:
- Ведение штатного расписания с учетом количества ставок и хроники их изменения. Ведение тарификационных списков сотрудников с учетом хроники изменения фонда оплаты труда и видов исполнений должностей (совмещений, замещений и др.).
- Формирование ФОТ в зависимости от множества показателей (стажа, квалификационной категории, образования сотрудника и т.д.).
- Регистрация и учет всех видов приказов и распоряжений в соответствии с действующими нормативами, регулирующими отношения с персоналом.
- Учет больничных листов сотрудников (в том числе, для предоставления соответствующих отчетных форм в Фонд социального страхования).
- Учет предоставляемых очередных и дополнительных отпусков (автоматический учет периодов, за которые предоставляются отпуска, расчет компенсаций при увольнении).
- Учет отработанного времени (для любых видов графиков работы).
- Учет сведений об образовании, в том числе дополнительном, ученых званиях.
- Учет квалификационных категорий и срока действия категории для каждого сотрудника.
- Учет сведений об аттестациях сотрудников.
- Формирование отчетных форм (среднесписочная численность, движение и виды кадров, тарификационные списки, а также прочие установленные законодательными актами и произвольные настраиваемые формы).
7. Подсистема "Учет показателей эффективности" предназначена для контроля эффективности деятельности государственных учреждений и государственных служащих.
Функциональные возможности программного продукта позволяют решать следующие задачи:
- Формирование перечня показателей эффективности с закреплением их за отдельным подразделением/штатной должностью/исполнением (замещением).
- Задание целевых значений показателей и периода мониторинга.
- Внесение корректировок (задание корректировочных коэффициентов), утверждение перечня индивидуальных показателей.
- Автоматический расчет/ ручной ввод/ импорт фактических значений.
- Мониторинг показателей, формирование рейтинга итогов.
- Оценка результативности государственных и муниципальных образований, ведомств, министерств, комитетов, подразделений и отдельных работников.
- Повышение прозрачности и понимания персональных целей, задач и функций руководителями и специалистами органов власти и местного самоуправления.
- Оперативное предоставление руководителям полной и актуальной информации о состоянии социально-экономических и бюджетных показателей региона для принятия своевременных управленческих решений и законодательных инициатив.
- Переход на "эффективный" контракт, основанный на данных кадрового реестра специалистов центрального аппарата и учреждений подведомственной сети.
- Анализ текущих показателей (данных) в сравнении с данными официальной отчетности прошлых периодов.
8. Подсистема "Бухгалтерский учет и отчетность" предназначена для автоматизации бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, формирования полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности, необходимой для оперативного руководства и управления.
Функциональные возможности программного продукта позволяют решать следующие задачи:
- Регистрация первичной документации, служащей основанием для учета, хранения и перемещения денежных средств или материальных ценностей.
- Ведение сметы, плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Взаимодействие с органами казначейства.
- Ведение операций, относящихся к приносящей доход деятельности.
- Учет основных средств в инвентарной картотеке, расчет амортизации.
- Ведение учета товарно-материальных ценностей по местам хранения и в разрезе материально-ответственных лиц.
- Учет расчетов с дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами и т.п.
- Учет договоров, государственных контрактов и закупок.
- Ведение картотеки бланков строгой отчетности.
- Ведение нормативно-справочной информации.
- Формирование внутренних и внешних отчетных документов по фактам финансово-хозяйственной деятельности.
- Формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
- Возможность ведения наряду с бюджетным (бухгалтерским) учетом, управленческого и налогового учета.
9. Подсистема "Расчет заработной платы" предназначена для автоматизации процессов, связанных с расчетом заработной платы в учреждениях, формированием проводок по оплате труда.
Функциональные возможности программного продукта позволяют решать следующие задачи:
- Учет штатной структуры предприятия на уровне подразделений и должностей. Формирование штата организации.
- Учет информации о сотрудниках в объеме, необходимом для расчета заработной платы и формирования отчетности.
- Учет приема, увольнения и перемещения сотрудников (может осуществляться без ведения соответствующих приказов).
- Расчет заработной платы сотрудников в целом по организации или по ее отдельным подразделениям как в одном расчете, так и в нескольких.
- Формирование документов на выплату заработной платы (выдачу денежного довольствия) как законодательно утвержденных, так и произвольной формы.
- Возможность производить расчет заработной платы в соответствии с новой системой оплаты труда (НСОТ).
- Возможность формирования ФОТ в разрезе источников выплат (составов затрат).
- Создание резерва отпусков.
- Возможность ведения учета периодов предоставления различных видов отпуска, больничных листов в журналах.
- Формирование отчетности (в т.ч. в электронном виде) для ФНС России, ФСС РФ и ПФ РФ, Росстата.
- Осуществление безбумажного документооборота с ФСС РФ.
- Формирование статистической отчетности.
Включение государственных (муниципальных) учреждений в систему электронного правительства посредством СМЭВ. Сокращение стоимости эксплуатации информационных систем учреждений.
Создание централизованного облачного ИТ-сервиса "ПАРУС – Управление отраслевыми ресурсами" – необходимый шаг для включения ведомства и отраслевых учреждений в электронное взаимодействие посредством СМЭВ с федеральными и региональными информационными ресурсами (системами федерального профильного министерства, Минфина России, налогового органа, государственных внебюджетных фондов, органа статистики, а также электронными платежными системами).
Перенос автоматизированных учетных систем подведомственных учреждений в единый ЦОД позволяет минимизировать расходы на их эксплуатацию за счет централизованного осуществления модернизации, однократности обновлений.
Подробнее
Данные об административно-хозяйственной деятельности учреждений сегодня становятся необходимым элементом системы поддержки принятия решений в сфере государственного управления, а сами учреждения активно вовлекаются в процесс электронного обмена данными с использованием СМЭВ. В связи с этим автоматизированные системы учреждений должны взаимодействовать, во-первых, с большим числом федеральных информационных ресурсов.

Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 1275-р одобрена разработанная Министерством финансов РФ "Концепция создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", которая направлена на «повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами".
Концепция подразумевает активный обмен информацией с порталом электронного бюджета на базе Web-сервисов, при этом основными поставщиками информации для данного портала являются государственные (муниципальные) учреждения (далее - Г(М)У). В данном Распоряжении прямо указано, что "информационное взаимодействие подсистем электронного бюджета с внешними информационными системами будет осуществлено на основе использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия".
В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 21.07.2011 г. № 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" Г(М)У должны передавать информацию о своей деятельности в электронном виде для размещения на официальном Интернет-сайте bus.gov.ru.
В электронном виде принимает утвержденную отчетность Федеральная налоговая служба ("Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ) и "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год"), при этом также планируется переход на взаимодействие с информационными ресурсами ФНС России через СМЭВ.
Кроме того, реализована возможность сдачи электронной отчетности через Интернет с использованием электронной цифровой подписи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральную службу государственной статистики. Растет потребность профильных ФОИВ в получении в электронном виде информации, содержащейся в учетных системах Г(М)У, в первую очередь, для формирования и функционирования информационных управленческих инструментов.
Усиливается потребность включения информационных систем Г(М)У в процесс электронного взаимодействия информационных ресурсов и на уровне субъектов РФ

На региональном уровне оперативная доступность информации, формируемой учреждениями, важна не только для самого органа власти/Учредителя. Очевидны и подтверждаются планами региональной информатизации ряда субъектов РФ перспективы перехода от файлового и бумажного обмена данными к электронному документообороту между Г(М)У и финансово-казначейскими органами на принципах Web-сервисов через СМЭВ.
Кроме того, активно развиваются в секторе государственного и муниципального управления электронные платежные системы, с которыми должны быть интегрированы учетные информационные системы учреждений, оказывающих платные услуги.
На федеральном уровне основой информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ее созданием с 1 января 2013 г. занимается Федеральное казначейство) станет "электронный сервис, обеспечивающий передачу сведений, содержащих информацию о платежном документе и подтверждающих уплату физическим или юридическим лицом штрафов, сборов, пошлин, платежей за оказание государственных и муниципальных услуг (система учета начислений и фактов оплаты — УНИФО)" (О. Иванина, "Автоматизированная система учета начислений и фактов оплаты», журнал "Бюджетный учет", №5, 2012).
На региональном уровне начинается разработка государственных информационных систем, обеспечивающих регистрацию начислений и платежей, в первую очередь, за предоставление государственных и муниципальных услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 544-ПП от 09.10.2012 г. "О государственной информационной системе, обеспечивающей в городе Москве регистрацию начислений и платежей" (ИС РНиП) данная система в г. Москве должна быть создана до 1 января 2013 г.
Налицо рост количества направлений электронного обмена данными с участием государственных (муниципальных) учреждений. При этом именно СМЭВ является инструментом, предназначенным для организации взаимодействия информационных систем органов и организаций не только при предоставлении государственных и муниципальных услуг, но и при исполнении любых государственных и муниципальных функций. Очевидно, жесткий график процесса перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде через СМЭВ позволят реализовать подключение подавляющего большинства Г(М)У к данной системе в ближайшей перспективе.
Однако подключение информационных систем (ИС) учреждений к СМЭВ и их дальнейшее сопровождение потребует огромных региональных инвестиций в связи с необходимостью:
- Доработки ПО в соответствии с "Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия", утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 27.12.2010 г. № 190.
- Разработки и многоэтапной регистрации электронных сервисов в соответствии с требованиями оператора СМЭВ (с предоставлением руководства пользователя, контрольного примера, паспорта и методики испытаний электронного сервиса, с получением средства технологической электронной подписи как для самого учреждения, так и для каждого автоматизированного рабочего места, участвующего в СМЭВ).
- Приведения действующих сервисов в соответствие как минимум с каждой вновь обновленной обязательной версией "Методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии".
Ежегодные затраты только на эксплуатацию локальных учетных систем учреждений в условиях электронного взаимодействия с федеральными и региональными информационными ресурсами исчисляются десятками миллионов рублей (например, стоимость ежегодного обслуживания 1000 учреждений при 10 контрагентах электронного взаимодействия и средней стоимости трехчасовой услуги по настройке ПП в 4500 р. составит 45 млн. руб. в случае, если обновление потребуется не более 1 раза в год).
Применение облачных технологий позволяет сократить стоимость эксплуатации ПП при организации электронного взаимодействия в сфере государственного управления, так как открывает возможность централизованного осуществления модернизации ИС.
Использование ИС в едином ЦОДе с подключением учреждений для ведения учета и интеграцией с региональной СМЭВ позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию ИТ-систем, в первую очередь, за счет централизованной единократной реализации как технологических, так и методологических (законодательных) изменений. При этом подходе обслуживание централизованной ИС осуществляется единой эксплуатирующей организацией, обеспечивающей соответствие ПП всем необходимым критериям для взаимодействия со СМЭВ.