В соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" региональные и муниципальные органы власти с 1 июля 2012 г. перешли на оказание услуг на основе межведомственного электронного взаимодействия.
Практически во всех субъектах РФ создана инфраструктура, необходимая для оказания услуг в электронном виде: введены в действие региональные порталы государственных и муниципальных услуг, выполнено подключение региональных органов власти и органов МСУ к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), разработаны электронные сервисы. Однако на практике большую сложность вызывает наполнение этой инфраструктуры реальным контентом, необходимым для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Подробнее
По данным мониторинга перехода регионов на межведомственное взаимодействие, еженедельно проводимого Правительством РФ, (публикуется на сайте РИА "Интерфакс") в большинстве субъектов РФ интенсивность обращения к электронным сервисам федеральных органов власти крайне низка. За первые три месяца, прошедшие с момента запуска СМЭВ на региональном уровне (с 1 июля 2012 г.) в 51 регионе из 83 количество обращений к федеральным сервисам не превысило 10 тыс., а у 32 регионов количество таких обращений за этот же период составило менее 1 тыс.
Роль такого контента выполняют документы и сведения, которые должны предоставляться органами власти различных уровней в процессе оказания услуг. Одним из основных поставщиков этой информации являются органы МСУ, потому что именно на муниципальном уровне создается и хранится большое количество документов и сведений (справки, разрешения, постановления, решения, заключения, договоры и т.п.), имеющих самое непосредственное отношение как к муниципальным, так и к государственным услугам.
Одной из существенных причин низкой активности использования СМЭВ в субъектах РФ является отсутствие у органов МСУ - основных поставщиков и потребителей электронных услуг - собственных ведомственных информационных систем, интегрированных со СМЭВ.
Решение - вовлечение органов МСУ в процесс электронного межведомственного взаимодействия
Создание в регионе централизованной "облачной" ИТ-системы "Парус – Муниципальное управление" для всех органов МСУ, интегрированной с региональными и федеральными информационными ресурсами на базе СМЭВ, позволит наладить эффективное информационное взаимодействие между органами власти всех уровней при оказании государственных и муниципальных услуг.
Предлагаемый подход позволяет решить сразу несколько задач.
1. Органы МСУ получают удобный и эффективный инструмент для ведения муниципального учета.
2. Решается проблема организации оперативной отработки органами МСУ различных запросов, предоставления документов и сведений, которые необходимы муниципальным, региональным и федеральным органам власти для оказания электронных услуг и принятия управленческих решений. Выступая в процессе межведомственного электронного взаимодействия в роли ведомственной информационной системы, "Парус – Муниципальное управление" обеспечивает не только учет и хранение в электронном виде муниципальных документов и сведений, но и автоматическую приемку запросов других органов власти и отправку ответов на запросы посредством СМЭВ. Примеры документов (сведений), предоставление которых обеспечивается ведомственной муниципальной ИС при оказании электронных услуг.
Примеры документов
Перечень документов (сведений), необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг, в которых потребителями данных являются ФОИВ, а поставщиками – ОМСУ.
ID |
Наименование сведений |
Потребитель данных |
374
|
Сведения из реестра похозяйственных книг |
Минсельхоз России |
377 |
Сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости |
Минрегион России |
|
Сведения, подтверждающие однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно в установленном законом порядке |
Минэкономразвития России |
|
Сведения о договорах, подтверждающих перевод жилого помещения (квартиры) в собственность граждан |
Минэкономразвития России |
385 |
Сведения о договорах социального (коммерческого) найма жилого помещения |
Минрегион России |
388 |
Выписка из домовой книги |
ФМС России |
|
Сведения из распоряжения (постановления) администрации МО о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказы в размещении объекта |
Минэкономразвития России |
389 |
Решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого в жилое |
Минрегион России |
394 |
Документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель |
Минэкономразвития России |
395 |
Документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка |
Минэкономразвития России |
398 |
Документ, подтверждающий сведения о маршруте транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза |
Ространснадзор |
399 |
Проект планирования территории и проект межевания территории |
Минрегион России |
400 |
Сведения об актах приемочной комиссии, подтверждающих завершение переустройства и (или) перепланировки |
Минрегион России |
401 |
Сведения из разрешения на строительство |
Минрегион России |
402 |
Градостроительный план земельного участка |
Минрегион России |
403 |
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение) |
Минрегион России |
404 |
Документ, подтверждающий сведения о маршруте транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов |
Росавтодор |
3. Система позволяет автоматизировать сам процесс предоставления муниципальных услуг включая мониторинг исполнения регламента по каждой заявке, зарегистрированной на региональном портале государственных и муниципальных услуг.
Примеры услуг, автоматизируемых с помощью ИС
Перечень документов (сведений), необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг, в которых потребителями данных являются ФОИВ, а поставщиками – ОМСУ.
№ |
Наименование услуги |
8 (1506-р) |
Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг |
9 (1506-р) |
Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях |
13 (1506-р) |
Прием и выдача документов о государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти |
47 (1993-р) |
Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения |
49 (1993-р) |
Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение |
53 (1993-р) |
Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков |
54 (1993-р) |
Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей |
55 (1993-р) |
Выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства |
56 (1993-р) |
Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного значения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности |
57 (1993-р) |
Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию |
58 (1993-р) |
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций |
4. Решение открывает органам МСУ доступ посредством web-сервисов к информации из федеральных ресурсов (система обеспечивает автоматизированное получение информации через СМЭВ). У органов МСУ появляется возможность актуализировать сведения по земельно-имущественному комплексу – основному источнику дохода муниципалитета - с данными Росреестра, чтобы устранить несоответствия, возникающие из-за несовпадения данных налогового и реестрового учета, ошибок, связанных с характеристиками использования земли и в силу других причин. Это позволит органам МСУ значительно облегчить вопрос мониторинга своей налогооблагаемой базы, повысить качество налогового администрирования и решить задачу повышения доходности местных бюджетов.
Примеры документов
Перечень документов (сведений), необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг, в которых поставщиками данных являются ФОИВ, а потребителями – ОМСУ.
ID |
Наименование сведений |
Поставщик данных |
2707 |
Выписка из ЕГРЮЛ |
ФНС России |
2876 |
Документ, содержащий сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства |
ФНС России |
3113 |
Документ, содержащий сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней |
ФНС России |
3389 |
Документ, содержащий адресные сведения объекта в ФИАС |
ФНС России |
3779 |
Сведения об ИНН физического лица на основании данных о ФИО и дате рождения |
ФНС России |
2917 |
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости) |
Росреестр
|
3385 |
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества |
Росреестр |
3382 |
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества |
Росреестр |
2915 |
Справка о содержании правоустанавливающих документов |
Росреестр |
3384 |
Кадастровая выписка об объекте недвижимости |
Росреестр |
2914 |
Кадастровый план территории |
Росреестр |
3383 |
Кадастровый паспорт здания, строения, сооружения |
Росреестр |
3387 |
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества |
Росреестр |
3388 |
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным |
Росреестр |
3531 |
Кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка |
Росреестр |
3628 |
Кадастровый паспорт объекта недвижимости |
Росреестр |

Почему мы предлагаем создать централизованный ИТ-ресурс?
Создание муниципальной информационной системы как ИТ-ресурса, централизованного на уровне субъекта РФ на базе технологий "облачных" вычислений, позволяет:
- минимизировать затраты на первоначальное приобретение необходимых программно-аппаратных средств: можно воспользоваться существующими ресурсами региональных центров обработки данных (ЦОД).
- значительно снизить эксплуатационные издержки, связанные с обеспечением межведомственного взаимодействия: эффективнее и дешевле все регламенты и электронные сервисы разрабатывать и сопровождать централизованно, нежели отдать эти задачи на откуп каждому муниципалитету. Такая децентрализация уже породила в регионах многократное дублирование однотипных услуг, что отнюдь не улучшило количественные и качественные показатели межведомственного взаимодействия.
Система "Парус – муниципальное управление" как ведомственная информационная система
Система "Парус – Муниципальное управление" уже используется в ряде проектов в качестве ведомственной информационной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие органов МСУ с органами власти через СМЭВ посредством web-сервисов.
Система построена на платформе "ПАРУС 8" и характеризуется высокими техническими показателями, необходимыми для реализации масштабных проектов, в том числе с применением технологии "облачных" вычислений (возможность бесперебойной одновременной работы с системой как минимум 3 тыс. пользователей; не менее 500 запросов в секунду на каждый процессор используемых серверов приложений со средним временем отклика не более 5 секунд при использовании канала 10 Мбит/сек).
Функциональный состав муниципальной ИС
Подсистема муниципального учета
Подсистема обеспечивает:
а) ведение реестра населения муниципального образования в следующем объеме:
- ФИО, адрес, ИНН;
- сведения о пребывании;
- сведения о пенсии;
- сведения об образовании;
- сведения о трудовой деятельности;
- сведения об иждивенцах;
- сведения о документах;
- сведения о воинском учете.

б) ведение реестра земельных участков, расположенных на территории муниципального образования, в следующем объеме:
- характеристики земельного участка;
- сведения о правах собственности;
- сведения об ограничениях и обременениях;
- сведения о сельскохозяйственных угодьях;
- сведения о посевных площадях.

в) ведение реестра объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, в следующем объеме:
- характеристики здания;
- сведения о правах собственности;
- сведения об обременениях;
- сведения о проживающих.

г) ведение похозяйственного учета (учет жителей, земельных участков, жилых домов, квартир в многоквартирных домах, хозяйственных построек, скота, технических средств в разрезе хозяйств);
д) оперативное формирование по запросам населения регламентированных справок и выписок.
Подсистема ведения реестра документов
Подсистема обеспечивает ведение реестра документов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в следующем объеме:
- документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
- документы, подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка;
- разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
- решения администрации МО о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение либо решения об отказе;
- сведения, подтверждающие однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно в установленном законном порядке;
- договоры, подтверждающие перевод жилого помещения (квартиры) в собственность граждан;
- договоры социального (коммерческого) найма жилого помещения;
- акты приемочной комиссии, подтверждающие завершение переустройства и (или) перепланировки;
- распоряжения (постановления) администрации МО о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказы в размещении объекта.

Подсистема исполнения делегированных полномочий
Подсистема обеспечивает автоматизацию учетных задач в муниципальных образованиях, связанных со следующими делегированными полномочиями:
- ЗАГС;
- первичный воинский учет;
- учет данных по ведомственным формам МВД (паспортно-визовый отдел).
Подсистема управления административными процессами
Подсистема предназначена для автоматизации процессов управления документооборотом администрации МО, а также других административных процессов, выполняемых на основании действующих регламентов, в том числе, связанных с оказанием муниципальных услуг.
а) Функции управления документооборотом обеспечивают:
- регистрацию исходящей, входящей корреспонденции, а также внутренних документов администрации МО в картотеке документов с перечнем атрибутов соответствующих ГОСТ Р 6.30-2003 (при необходимости типовой перечень атрибутов может быть расширен);
- возможность заполнения любых атрибутов карточки документа автоматически значением по умолчанию или по определенному условию;
- создание новых типовых документов непосредственно в системе, используя заранее настроенные образцы типовых документов с прикрепленными шаблонами;
- присоединение к карточке документа любого количества фалов (электронных версий документа) в любом формате. Файлы размещаются непосредственно в базе данных Oracle;
- поиск документов по любому используемому атрибуту или набору атрибутов;
- регистрацию на основания зарегистрированной карточки документа различных административных процессов: предварительное рассмотрение, согласование, исполнение документа и т.д.;
- формирование истории изменений атрибутов карточки документа и версий присоединенных файлов;
- подготовка и вывод на печать регистрационных карточек, справок, сводок и списков по определенной выборке зарегистрированных документов;
- гибкий механизм организации структуры номенклатуры дел;
- ведение архива твердых копий документов с учетом текущего размещения по местам хранения, стеллажам, ячейкам и томам. Контроль выдачи твердых копий сотрудникам;
- возможность использования ЭЦП как при работе внутри подсистемы, так и при отправке уведомлений, сообщений, прикрепленных электронных документов по электронной почте.
б) Функции управления административными процессами обеспечивают:
- o на основании зарегистрированного распорядительного документа направление задач/поручений исполнителям путем инициирования административного процесса с определенным маршрутом;
- на основании зарегистрированного заявления направление задач/поручений исполнителям путем инициирования административного процесса оказания муниципальной услуги с определенным маршрутом;
- настройку многоуровневых маршрутов административных процессов в соответствии с регламентирующими документами, действующими в учреждении (последовательность действий, исполнители, временные ограничения, уведомления);
- настройку маршрутов с параллельным и/или последовательным исполнением задач/поручений;
- задание условий перехода от одной задачи к другой в рамках маршрута административного процесса;
- использование должностей или штатных исполнений для фиксации исполнителя на каждом этапе маршрута административного процесса, включая механизм замещения исполнителей в соответствии с полномочиями сотрудников;
- контроль исполнительской дисциплины (отклонений сроков исполнения задач/поручений) по заданному интервалу времени и по исполнителям, в том числе автоматическая отправка поручений и напоминаний по электронной почте;
- организацию обсуждения документа, обмена комментариями на этапах предварительного рассмотрения или согласования документа между участниками соответствующих процессов;
- формирование истории исполнения задач/поручений;
- вывод на печать отчетов, статистических справок, сводок для оценки состояния исполнения задач/поручений;
- возможность использования ЭЦП как при работе внутри подсистемы, так и при отправке уведомлений, сообщений, прикрепленных электронных документов по электронной почте.

Пример настроенного маршрута оказания муниципальной услуги

Пример информирования заявителя о текущем статусе заявки
в) Вспомогательные функции подсистемы:
- учет организационно-штатной структуры администрации МО (сотрудники, подразделения, должности, исполнение должностей и др.);
- ведение базы данных внешних контрагентов (адресатов) со всеми необходимыми атрибутами;
- ведение ряда штатных словарей для классификации регистрируемой информации;
- гибкий механизм заведения неограниченного количества дополнительных словарей разного формата для использования в любых разделах.
Подсистема анализа данных муниципального учета
Подсистема обеспечивает возможность многомерного анализа деятельности ОМСУ на основании первичных данных муниципального учета. Подсистема соответствует следующим функциональным требованиям:
- Загрузка первичной учетной информации из источников ее возникновения (сервер БД муниципальной ИС).
- Накопление и хранение первичной учетной информации, настройка и хранение многомерных отчетов для анализа этой информации.
- Предоставление аналитической информации пользователям Системы в виде таблиц и диаграмм.
Функциональные возможности подсистемы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований
Подсистема предназначена для визуализации показателей мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в пространственном и временном разрезах. Подсистема обеспечивает регулярный мониторинг ключевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований на уровне администрации субъекта РФ.

Подсистема электронных сервисов
Подсистема является интерфейсом, обеспечивающим интеграцию муниципальной ИС с региональной СМЭВ. Здесь выполняются функции настройки параметров и алгоритмов информационного взаимодействия, а также ведется регистрация всех действий в специальном журнале.
Подсистема администрирования местных налогов
Подсистема обеспечивает ведение налоговой базы местных налогов на уровне муниципальных образований и соответствует следующим функциональным требованиям:
а) учет налоговой базы муниципального образования (субъекты и объекты налогообложения в части налогов на землю и имущество физических лиц);
б) инвентаризация налогооблагаемой базы муниципального образования:
- автоматизированное формирование запросов в Росреестр на уточнение сведений о земельных участках и о правообладателях земельных участков;
- загрузка сведений о земельных участках, объектах недвижимости и о правообладателях в формате xml;
- автоматизированная сверка сведений о земельных участках, объектах недвижимости, полученных по данным муниципального учета и по данным кадастрового учета.
в) учет уплаты налогов налогоплательщиками – физическими лицами;
г) электронный обмен регламентированной информацией с налоговыми органами.
"Пилотный" проект для Вашего региона
Мы предлагаем в сжатые сроки подготовить и реализовать в Вашем регионе пилотный проект (в одном или нескольких муниципальных образованиях), в ходе которого продемонстрировать на практике возможности нашего решения.
Пилотный проект включает в себя следующие этапы:
- Разработка технического задания.
- Выбор муниципальных образований для пилотной зоны.
- Инсталляция и настройка муниципальной информационной системы в региональном ЦОД.
- Первичное формирование данных муниципального учета на едином сервере муниципальной информационной системы.
- Подключение муниципальной информационной системы к электронным сервисам поставщиков услуг (сведений).
- Разработка и подключение электронных сервисов, обеспечивающих предоставление сведений потребителям.
- Подготовка пользователей муниципальной информационной системы.
- Проведение опытной эксплуатации муниципальной информационной системы.
Заключено партнерское соглашение между "Корпорацией ПАРУС" и компанией "Ростелеком" о сотрудничестве в области разработки прикладных сервисов для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также автоматизации функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на базе региональной инфраструктуры электронного правительства с использованием программно-технических решений "ПАРУС".