1. Концепция
В ходе проводимых реформ бюджетной системы значительно изменился порядок ведения бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях. Из-за перехода к ведению учета по методу начисления увеличилось число регистрируемых операций. Более того, появились новые объекты учета и новые виды операций, подлежащие отражению в учете. Так, например, на плечи работников финансово-хозяйственной группы государственных и муниципальных учреждений легла дополнительная нагрузка, связанная с:
- ведением учета санкционирования расходов, лимитов бюджетных обязательств и ассигнований;
- ведением учета разделенных окончательных и авансовых расчетов;
- ведением учета операций по централизованному снабжению;
- отражением на балансе объектов, относящихся к имуществу казны;
- проведением сложных операций по составлению и консолидации бюджетной отчетности.
Важно отметить и те изменения бюджетного учета, которые направлены на придание ему свойств управленческого. Так, осуществляется переход к бюджетированию, ориентированному на результат, значительно повышаются требования к оперативности получения различных сведений на основе учета.
С учетом интеграции бюджетной классификации в план счетов, частоты её изменений и уточнений крайне важным становится повышение степени интеграции учетных процессов (всех участков бюджетного учета в рамках учреждения), что обеспечивает применение данного решения.
2. Нормативные документы
Решение "Корпорации ПАРУС" реализовывалось для использования в любых государственных и муниципальных учреждениях РФ и обеспечивает ведение учета в соответствии с требованиями актуальных нормативных документов, для чего постоянно ведется работа по совершенствованию и доработке программных модулей, входящих в состав решения.
Основные нормативные документы, требованиям которых соответствует решение:
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
- Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ;
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
- Трудовой кодекс РФ от 30.12. 2001 года № 197-ФЗ;
- Закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996г. № 129-ФЗ;
- Приказ Минфина России "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" от 01.12.2010 № 157н;
- Приказ Минфина России "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" от 28.12.2010 № 191н;
- Приказ Минфина России "Об утверждении инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" от 25.03.2011 № 33н;
- Приказ Минфина России "О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" от 30.09.2008 № 104н;
- а также положения нормативных правовых актов федеральных ведомств и органов власти субъектов РФ, регулирующие новые системы оплаты труда, ряд других ведомственных приказов и распоряжений.
3. Основные преимущества
Решение является комплексным и позволяет автоматизировать все участки учета в рамках единого информационного пространства, общей системы классификаторов и справочной информации, которая не требует дополнительной синхронизации. Всё это позволяет, осуществляя ведение всех учетных процессов в соответствии с положениями единой учетной политики, оперативно получать информацию высокой степени достоверности.
В состав решения включены следующие функциональные блоки:
- Бухгалтерский учет в бюджетных организациях,
- Централизованное материально-техническое снабжение,
- Бюджетное планирование и финансирование,
- Расчет заработной платы,
- Кадры и штатное расписание,
- Консолидация и сведение отчетности,
- Тарификация в образовании,
- Подушевое финансирование в образовании,
а также ряд специализированных приложений:
- Учет лекарственных средств,
- Учет родительской платы,
- Учет вещевого обеспечения,
- Учет продуктов питания,
- Управление автотранспортом,
- Управление техническим обслуживанием и ремонтами,
- Учет договоров.
Состав решения может быть ограничен требованиями заказчика в зависимости от задач, возникающих перед его специалистами. В дальнейшем состав решения может быть постепенно расширен путем установки блоков и модулей без осуществления дополнительного переноса данных или перенастройки системы.
4. Архитектура
5. Экономическая эффективность
Внедрение программно-методического решения "Корпорации ПАРУС" в государственных или муниципальных учреждениях позволяет:
- перейти на качественно новый уровень ведения учетных процессов в соответствии с потребностями учреждения;
- значительно сократить количество технических и математических ошибок при вводе и использовании информации;
- сократить время формирования регламентированной отчетности, установленной действующим законодательством, а также получения дополнительных аналитических данных, необходимых для осуществления деятельности учреждения;
- автоматизировать процессы осуществления перечислений средств со счетов, сбора, консолидации и подачи всей отчетности учреждения, а также целый ряд других операций посредством передачи сведений в электронном виде по каналам связи.
В то же время невысокая стоимость и отсутствие необходимости привлечения большого количества высококвалифицированных специалистов для работы в финансово-экономических отделах (в связи с простотой использования программного продукта) позволит сократить расходы на эти цели.
Таким образом, решение дает возможность учреждению значительно повысить качество ведения учета и подготовки отчетности.
6. Перечень методических документов
Для быстрого и эффективного внедрения решения "Корпорации ПАРУС" для государственных и муниципальных учреждений желательно предварительное согласование с заказчиком ряда методологических и организационно-распорядительных документов:
- регламентов взаимодействия структур бюджетного учреждения,
- графика документооборота и альбома форм, применяемых в учреждении,
- должностных инструкций и перечня должностных обязанностей сотрудников,
- учетной политики учреждения;
- коллективного трудового договора и положения по оплате труда;
- положений об отделах и т.д.
7. Примеры реализации
"Корпорация ПАРУС" осуществляет разработку программных продуктов для автоматизации деятельности государственных и муниципальных учреждений с 1990 г. За это время накоплен значительный опыт и знания, решения корпорации успешно применяются в учреждениях разной ведомственной принадлежности по всей стране.